Дом советов
Дети для Вас сегодня 28.02.2017,
Добрых советов и рецептов Вам, Гость | RSS
Главная СоветыРегистрацияВходРецепты
Меню сайта
Категории раздела
Домоводство [136]
Дизайн интерьера [210]
Сад и огород [100]
Строительство и ремонт [523]
Домашние животные [19]
Дети [387]
Семейные отношения [72]
Семейный отдых [50]
Полезная информация [19]
Этим интересуются!

Наш опрос
Наибольшее влияние при принятии ваших решений оказывает:
Всего ответов: 286
Статистика

Онлайн в Доме советов: 37
Гостей: 35
Жителей: 2
Manuelseava, robertabz60
Главная » Статьи » Советы для дома и семьи » Дети » Свобода в методике Марии Монтессори, назначение слов "нет" и"нельзя"

Свобода в методике Марии Монтессори, назначение слов "нет" и"нельзя"

В предыдущей статье мы рассмотрели методику Монтессори в общих чертах, сегодня же мы более конкретно поговорим о данной системе. Дом советов предлагает ознакомиться с новой статьей о методике Марии Монтессори.


«Свобода не имеет никакого отношения к вседозволенности»


Свободный ребенок

Мария Монтессори в своей методике преследовала цель: ребенок должен почувствовал себя свободно. И призывала родителей дать  ребенку свободы. Когда первый раз читаешь такие слова, приходишь в недоумение, о какой свободе может идти речь, если ребенку предоставить свободу он станет неуправляемым, он может навредить себе и окружающим. Но когда начинаешь вчитываться в мысль Марии Монтессори, понимаешь, что она имела в виду под свободой не ту свободу, которую мы себе представляем, а свободу выбора. Например, вы собрались идти в театр, купили билеты в кукольный театр, а ребенок хотел совсем в другой театр и на другое представление. Мы же ребенка не услышали, так как считаем, что родитель лучше знает, какой спектакль будет более интересен ребенку. В итоге получаем, что ребенок «вытерпел» это представление, а вот положительных эмоций почему-то не возникло. А если бы мы посоветовались с ребенком, прежде чем купить билет, все бы были счастливы.

Получается, что не надо бояться предоставлять выбор ребенку. Ребенок, даже маленький, оценит по достоинству то, что взрослый станет считаться с его мнением. Конечно же, не всегда такой подход имеет место быть, например, идти к зубному врачу хочешь не хочешь, а придется. Но и здесь, можно проявить смекалку и предложить ребенку выбрать самостоятельно время (утро или вечер), когда лучше сходить ко врачу. Казалось бы пустяк, а ребенку приятно.

Могу привести собственный простенький пример, моя шестилетняя дочурка не хотела чистить зубы, отказывалась чуть ли не в слезах, не хочу и все. Вспомнив о методике Монтессори, я предоставила ей выбор, она выбрала, какой пастой будет чистить зубы. И представьте себе, конфликт был исчерпан. Я держа себя в руках, во время ее негодования спокойно и ласково сказала: «А какой пастой  ты бы сегодня хотела почистить зубы?». Ничего замысловатого в данном приеме не было, а результат оказался налицо. Дочурка выбрала пасту и стала спокойно чистить зубы.

Так вот к чему это я, родители не должны бояться считаться с мнением ребенка, точнее давать свободу выбора и тогда между взрослым и малышом будет меньше конфликтов.

Назначение слов "нет" и "нельзя"

Говоря о свободе, старайтесь меньше говорить ребенку «нет и нельзя». Данные слова можно употреблять только в крайних случаях, когда существует реальная угроза для жизни и здоровья ребенка. Например, нельзя трогать горячую кастрюлю, нельзя гладить бездомную собаку и т.д. Ребенок постепенно уяснит, что делать действительно нельзя.

Когда же мы начинаем использовать «нет и нельзя» постоянно и не по назначению, они перестают звучать строго и ясно, постепенно ребенок перестает слышать эти слова. Например, ребенок бегает на улице, он уже весь взмок, мама в приказном порядке говорит: «Нельзя бегать». Ребенок не понимает, почему нельзя, ведь пять минут назад было можно. Этот пример, конечно же, примитивен, но стоит сказать, что родитель просто не замечает за собой, сколько раз в час он говорит слово « нельзя». А ведь «нельзя» можно заменить более развернутой фразой, например, (опять же на предыдущем примере): «Давай с тобой немного отдохнем и поиграем в спокойную игру». Мы не употребили здесь нельзя и прекрасно без этого обошлись. Как только мы исключим постоянный повтор этих слов, и будем их произносить только в тех крайних случаях, в которых по другому действовать нельзя, наше любимое слово зазвучит совершенно по новому для ребенка. При этом психологи рекомендуют говорить слово «нельзя» спокойным тоном, исключая улыбку и сюсюканье. Ребенок по нашему тембру голоса и по нашей мимике должен понять, что если нельзя, то действительно нельзя и опасно.

Мария Монтессори в период своей работы провела небольшое исследование. Во время тренинга с мамами педагог проиграла ситуации, в которых родители говорят детям нельзя (не бегай, не ходи, не бери и т.д.). Мама, вспоминая свои запреты, перевязывала другую маму ленточками. Сколько запретов столько и ленточек. В конце тренинга мамы были в слезах, от того, сколько бесполезных запретов они говорят своим детям. От этого запрет для ребенка постепенно перестает быть запретом, а потом, мы мамочки, от своих действий и страдаем. Постоянные запреты способствуют снижению интереса к познанию мира, формируют нерешительную личность.

Конечно же, без запретов обойтись сложно, малыш шалит, не слушается, как же здесь быть? Постараться переключить ребенка на другой вид деятельности, через ролевую игру показать правила поведения. 


Приведем пример, девочка на детской площадке плохо себя вела, мешала другим, рушила куличики. Воспитательница взяла ее нежно за руку и предложила пойти с ней. Воспитатель предложил ребенку сменить вид деятельности и выбрать из предложенных игрушек - понравившуюся. Девочка, забыв про свои «приключения» занялась спокойно другим занятием.

Получается, что переполняющие ребенка эмоции можно перенаправить в нужное русло. Этот способ безусловно хорош, но так и хочется все же поговорить с ребенком и обсудить его поведение. Но это можно сделать при помощи сказкотерапии, когда ребенок через игрушечных героев начинает осознавать, что такое хорошо и что такое плохо.

Теперь подведем итог, родитель должен предоставить ребенку свободу. Но как сказала Мария Монтессори: «Свобода не имеет никакого отношения к вседозволенности» (свобода суждения, свобода принятия решений). По Монтессори, ребенок сам должен выбирать, чем ему заниматься, сколько выполнять это задание. Когда родитель поймет, что пора бы ребенку переключиться на другой вид деятельности, мама может спокойно подойти к ребенку и сказать: «Всему свое время». По мнению Марии Монтессори ребенок со временем к этому привыкнет.

 


Смотрите ЕЩЕ материалы по теме:
Категория: Дети | Добавил: olgaa (27.11.2013) | Автор: Аксенова Ольга E W
Просмотров: 1571 | Теги: Мария Монтессори, Свобода, методика Марии Монтессори, Обучение, Раннее развитие | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0

Сейчас смотрят эти видео рецепты

Смотрите также статьи по темам » »


полезные советы и рецепты для всех Бесплодие. О том, как лечить бесплодие народными средствами


полезные советы и рецепты для всех Как сделать день рождения ребенка незабываемым?

Поделитесь своим впечатлением о статье "Свобода в методике Марии Монтессори, назначение слов "нет" и"нельзя""


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Cейчас покупают
Хостинг от uWeb

© 2008-2017 "Дом советов" - кулинарные рецепты и полезные советы для всех
Рейтинг@Mail.ru