Дом советов
Непознанное для Вас сегодня 26.05.2017,
Добрых советов и рецептов Вам, Гость | RSS
Главная СоветыРегистрацияВходРецепты
Меню сайта
Категории раздела
Спорт [89]
Отдых [53]
Туризм [92]
Развлечения [42]
Праздники [218]
Психология отношений [335]
Непознанное [241]
Тесты [8]
Гороскоп на месяц [287]
Этим интересуются!

Наш опрос
Знаете ли Вы,как избежать последствий финансового кризиса?
Всего ответов: 436
Статистика

Онлайн в Доме советов: 30
Гостей: 25
Жителей: 5
Emermvex, Jasonhop, Doxinfog, Rafeattill, japedfup
Главная » Статьи » Разные советы » Непознанное » Память человека и ее возможности - тайны памяти 2: память тела; память и «детектор ошибок»

Память человека и ее возможности - тайны памяти 2: память тела; память и «детектор ошибок»


     Для каждого из нас одинаково важно помнить всё, что нужно, и забывать всё, что нам мешает. Но отсортировать одно от другого мы, как правило - не в состоянии, ибо это -  функция нашей памяти, которая не подчиняется нашему сознанию. Что делать, если память управляет вашей жизнью? Мы не знаем, где хранится наша память, и как она воспроизводит наши воспоминания. Её функции намного сложней, чем мы привыкли думать.  И уж совсем нелегко признать тот факт, что не мы управляем нашей памятью, а она - нами.

Ученым свойственно всё классифицировать, разделять на виды и подвиды. Вот только с памятью у них - ничего не получается. С «оперативной» и «долгосрочной» - более-менее всё понятно. А как быть с генетической памятью? С памятью тела? С воспоминаниями в снах?  Пока всё это учёные относят к феноменам...

...Игорь Беняев ещё недавно был владельцем машины, на которую всегда обращали внимание девушки на улице. Его счёт в банке стабильно изменялся в сторону увеличения. Его оперативная память содержала десятки телефонных номеров - коллег, партнеров по бизнесу, друзей и очаровательных подруг. На свою память Игорь никогда не жаловался. Своё 36-летие Игорь отметил трижды: в кругу семьи, с сотрудниками собственной фирмы и с девушкой, которую уже называл своей невестой. День рождения оказался последним приятным воспоминанием в жизни Игоря. После этого на него обрушилась лавина бед. Сначала подвели партнеры, потом  - отказали в кредите, затем сгорел склад с готовой продукцией. И так далее - бесконечная цепочка неприятностей. Каждый новый телефонный звонок означал новую беду - на Игоря подали в суд, и начались бесконечные нервртрёпные проверки различных властных структур... Игорь захандрил и перестал ходить в офис - сидел дома, перестал интересоваться делами, замкнулся. Мать, вздыхая, произносила» «ты прямо как отец...»

Игоря словно током ударило: он зарылся в семейный архив, устроил матери «форменный допрос», обзвонил друзей отца, и даже съездил в городской архив. Истина была - неутешительна. Раньше Игорь совсем не понимал - почему вдруг на него таким неожиданным цунами накатились все возможные и невозможные беды. Но когда мужчина стал смотреть и сопоставлять ставшие ему известными цифры и даты - то был повергнут в некий шок. Очень многие даты жизненных вех сошлись: что у прадеда, что у деда, что у отца Игоря.

Все предки Игоря по мужской линии были очень удачливы в молодости. Но всё хорошее заканчивалось в 36 лет. Из поколения в поколение мужчины в семье Игоря проходили один и тот же адов круг. Дед ходил к священнику, отец, оказывается, обращался к гадалкам... Игорь решил - надо к психотерапевту...

 Но судя по тому, что против Игоря до сих пор возбуждено уголовное дело, а его фирма признана банкротом - ничего не помогает, генетическая память - сильнее...

Эту же самую генетическую память ещё называют по-другому. Её называют... КАРМА. Вот что мне рассказывал один из друзей-пациентов (не буду называть по имени-фамилии  - он не велел):

  «...Когда я был маленький - мои родители развелись. И моя мама влюбилась в другого мужчину, и уехала к нему. И когда я вырос - всё, чего я боялся - конечно же сбылось, а боялся я того, что те женщины, которых я встречу на своём жизненном пути - будут тоже предательницами, как и моя мама. И оно не заставило себя долго ждать: моя девушка мне тоже изменила. Пережив эту боль, пережив всё это - я понял, что мне очень интересно, на самом деле интересно: а как же складывалась судьба у моей мамы? Я наладил с ней контакт, вызвал её на откровенный разговор и вот что выяснилось.  Когда маме  было примерно столько же лет, сколько и мне в момент нашей разлуки - её мама отказалась от неё, сдала её в детский дом. Потом выяснились ещё более удивительные вещи: когда нашей бабушке  было примерно 10 лет - её мама (получается, что мне она -  ПРАбабушка) покончила жизнь самоубийством - от безысходности...»

 Когда мы  живем свою жизнь, мы очень часто наталкиваемся на те же самые проблемы, которые случались с нашими родителями, предками. Мы зачастую повторяем их опыт.  Не всегда эта информация передается вербально:  зачастую неприятные жизненные истории  - нечто вроде «табу» в семейной истории, эдакий «скелет в шкафу». И всё же, несмотря даже на это, те, кто нас воспитывали - даже своим «невербальным» поведением зачастую закладывают в нас определённые программы. И, исходя из такой вот заложенной в человека программы, он всё равно получит подобный негативный опыт.

***

О том, что иногда гораздо полезнее ЗАБЫВАТЬ, чем помнить - лучше всех знают обладатели так называемой «фантомной памяти» несуществующих конечностей. Впервые этот болевой синдром был описан ещё в середине 16-го века. С тех пор тысячи солдат, воевавших под солнцем, мечтали заставить свою память забыть о том, какими они были до того, как лишились руки или ноги.

        ... Павел Рожков не мог понять, что с ним происходит. После операции он и понимал, и даже ощущал, что его руки - уже нет. Но она - болит. Как будто по ней сильно ударили, или вообще - сломали. Мозг Павла - помнил и ощущал руку, которую ампутировали. Тогда Павел еще ничего не знал о фантомных болях, и очень страшился своих необычных ощущений. Прошло уже 8 лет после того несчастного случая, когда Павел потерял руку. Но до сих пор он не может до конца привыкнуть к необычным ощущениям и испытывает сильные фантомные боли...

 По данным медицинской статистики, фантомные боли возникают в той или иной степени более, чем у 70% пациентов в первые 7-8 дней после операции. Через полгода они возникают у 65%. После 2-х лет без руки или ноги - 60% пациентов всё ещё ощущают фантомные боли, причем этот болевой синдром зачастую такой силы, который, как сухо говорится в отчетах, «нарушает работоспособность и вредит социальному статусу», т. е. человек с такой болью - выброшен из жизни.

Есть такое понятие» «матрица патологической памяти». Если растолковать его на самом простейшем уровне - то это примерно выглядит так: в мозге заложена генетическая информация о схеме человеческого тела - сколько рук, ног, пальцев должно быть у человека. И когда мозг перестаёт получать импульс от ампутированной конечности, он начинает «бить тревогу». Одним словом, болит не ампутированная конечность, эта боль - «в голове». Правда пока неизвестно, почему никогда не болит, к примеру, вырезанный аппендицит или почка.

Память о событиях и людях, память о физиологических процессах, знания о возможностях, заложенных  в нас самой природой,  и о том, что мы получаем с жизненным опытом - всё это определяет каждую минуту нашей жизни.  Но можно ли научиться контролировать свою память? Не опасно ли - помнить слишком много? Почему каждый из нас за свою жизнь не раз и не два слышал крылатую фразу: «в здравом уме и в твёрдой памяти»?  И какая она - «твердая» память?

***

... Когда Валере Мудряшову исполнился всего лишь годик - он уже знал все буквы алфавита. В полтора года - он не только разговаривал, свободно считал, писал , но распевал песенки Шаинского, причем - очень даже чистенько и талантливо. В 4 года мальчик знал таблицу умножения, и возводил в квадрат любые двузначные числа. В 10 лет Валера свободно управлялся с компьютером, а перелистывая на досуге словарь Ожегова - выучил его наизусть.  Но странного ребенка никто не называет гением. И свободно общаться Валера может разве что с компьютером. Причина феноменальных способностей мальчика - аутизм. Впрочем, причин самого аутизма - врачи до сих пор не знают. На западе - его не признают болезнью, а называют состоянием души.

Страдающие аутизмом живут в своём, воображаемом мире. Соответственно - их память не воспринимает законы фильтрования информации, как это бывает у нормально развивающихся детей. С детства Валера почему то вырывал из книг какие то страницы, и прятал их под кровать. При этом он наизусть знал их содержание. Почему? Чем они его разозлили? Или наоборот - особенно понравились, и он захотел их спрятать, как самое дорогое? Загадка, ответ на которую кроется только в воображаемом Валерином мире, вход в который для нас - навсегда закрыт.

   Сейчас Валере - уже почти 15, и его мама, конечно же, понимает, что такие поразительные способности - впечатляют окружающих. Валера, например, может легко за секунду просчитать, каким днём недели было, допустим, 18 февраля 1574 года. Или перечислить всех жителей родного городка, которые есть в телефонном справочнике - с номерами телефонов и адресами - всего-то 35 000 человек.  Но мама Валеры так устала от всего этого! Она хочет, чтобы её ребенок был нормальным, живым, открытым для мира! Чтоб радовался жизни, как его сверстники. Отвлекся, наконец, от этого треклятого компьютера, и хотя бы иногда улыбался...

Родители Валеры делают всё, чтобы он не чувствовал своей «особенности». И похоже, он её действительно не чувствует. Ему вполне комфортно в его собственном мире. За прошедшие летние каникулы он выучил английский словарь из 30 тыс. слов. А вот говорить - не может. Вернее - наверное, не хочет. Ни с кем. Ни на каком языке.

 Таких людей в мире - очень немного, и вообще не понятно - от чего возникает подобное состояние. Но это - удивительно. Все, без исключения,  аутисты обладают необычными способностями. То, что им нравится - они доводят до полного абсолюта. Если, к примеру,  малыш подражает голосам - он делает это настолько самозабвенно и увлеченно, что вы никогда не услышите его собственного голоса - он будет только подражать. Существуют так же аутисты, которые самозабвенно любят считать. Например, в компании Microsoft существует целый отдел, где аутисты-программисты творят буквально чудеса...  

Б̀ольшую часть времени Валера проводит дома с родителями. Они используют любую возможность, что бы попытаться его развеселить, рассмешить, вызвать положительную эмоцию. Но обычно Валера спокойно-сосредоточен, а взгляд обращен - внутрь себя.

Дело в том, что память аутиста не фильтрует информацию - она для памяти вся одинаково значима. Аутист  не может отличить, что для него  - первостепенно важно, а что - нет. Шкалы сравнения в его сознании - просто не существует. Поэтому его память  запоминает всё подряд, не выбрасывая ничего. Он знает действительно много. Но из-за того, что другие функции памяти, в частности - выделение главного и забывание ненужного - не работают, аутист не может применить свои знания достойным образом, он просто потерян в собственных запасах памяти...

***

Любой психолог уверенно вам скажет, что понятие «норма» для мыслительных процессов - это понятие весьма и весьма растяжимое. Вот простейший тест на память. Нажмите кнопочку «Play» в предлагаемом ниже ролике.  В течение 30 секунд  вы будете видеть 15 слов. Затем - будет совершено  волшебный музыкальный  трёхминутный  фейерверк  - от совершенно реальной, в наши дни живущей и действующей феи, моей сверстницы, которая зовется Enya:  её клип «Aмарантина».

Если спустя 3 минуты  вы запишете на листке бумаги хотя бы 10  из 15 слов - то можете считать, что ваша память вас пока не подводит,  и она - вполне «твердая»...

(Затем Вы сами сможете себя проверить: запустите ролик вновь, и когда появится картинка со словами - нажмите на «паузу» в панельке управления. Только совсем нет смысла так или иначе себя обманывать - ведь Вас лично никто же не будет проверять, кроме себя самого).

Итак, поехали:

 

Помнить ВСЁ  (я сейчас НЕ имею в виду этот конкретный тест,  я про - в целом «помнить всё») - это признак нездоровья. Помимо забывчивости, за тысячи лет эволюции человеческая память обзавелась целым набором инструментов, которые оберегают  наш мозг от перегрузок и гибели. Чем больше исследований проводится - тем больше ученые уверены: самые удивительные чудеса демонстрирует именно здоровая память. Она - удивительный страж, который защищает не только наш мозг, но и нас самих.  Сколько слов из увиденных на экране Вы запомнили? Если больше 9 - то ваша память в пределах «нормы». Если меньше 5 - то стоит срочно задуматься о своём состоянии.  Этот простейший тест применяется во многих странах - своего рода проверка «боеготовности» вашей памяти, ведь она - наш индикатор, наша защита, наш телохранитель.

Память обычного человека руководит всеми рутинными действиями, которые мы совершаем каждый день. Мы не задумываемся, как держать ложку, как чистить зубы, как надевать штаны... Мы и так это всё помним и знаем. Точно так же мы помним, что если спрыгнуть с крыши какой-нибудь высотки - мы наверняка разобьёмся, если сунуть палец в розетку - нас шарахнет током... Мы ведь не задумываемся - почему этого не надо делать? Мы просто не делаем того, что нам может навредить. Всё, что можно «списать на рутину»  -  всё записывается в нашей памяти, в стереотип. Таким образом, память как бы систематизирует информацию и упрощает мозгу жизнь, каждую минуту.

Исследования, которые проводили в Санкт-Петербургском Институте Мозга,  показали: лучше всего человеческая память функционирует  в состоянии эмоционального покоя (совсем не случайно я включил в статью очень «спокойный» видеоролик). Любые сильные эмоции - положительные или отрицательные - тут же искажают  процесс запоминания информации. Эйфория, гнев, возбуждение, отвращение - словно волны, которые расшатывают лодку памяти,  чаще всего - на время. Но могут - и перевернуть эту лодку навсегда...

...Владимир  родом из Рязани. Он с детства мечтал стать журналистом, и поступление на журфак МГУ должно было стать для него первым шагом. С 9 класса он готовился - родители не жалели денег на репетиторов, всей душой поддерживая его стремление. Все школьные экзамены - сданы. Впереди - Москва, главное вступительное  испытание  - сочинение. В здание на Моховой  Володя шел, словно Наполеон на Москву. Теперь-то он понимает, что был тогда «ни жив - ни мёртв». А в тот момент - как то подбадривал себя, мысль «давай, парень, держись!» подталкивала. Но с другой стороны - накатывал ужас до полного стопора: если бы парня в тот момент кто-то остановил и что-то спросил - вряд ли он что-то толковое смог бы ответить...

За 4 часа экзамена Владимир исписал кучу черновиков, сломал 2 ручки и обгрыз все ногти. Он вчитывался  в каждое слово, и понимал, что смысл предложений от него ускользает. В какой-то момент он «завис»,  его поставило в тупик слово «горизонт» - писать через «О» или через «А»? (такое при стрессе - тоже случается). В обычном состоянии он даже не задумывался над этим. В состоянии крайнего напряжения обычные функции памяти начали давать сбой... Володя не помнит, как сдавал сочинение, как даже из здания выходил и куда пошел - толпа просто подхватила и понесла за собой. В себя пришел Володя только в метро - женщина милиционер обратила внимание на парня, который явно был неадекватен: тыкался сквозь турникеты и выглядел, как сомнамбула.

 Дежурная задавала парню вопросы - как зовут, откуда. Владимир пытался сосредоточиться и вспомнить, но напряжение экзамена его не отпускало, мозг словно был блокирован. В этот момент в кармане зазвонил мобильник - звонила мама. Из разговора с сыном она почувствовала неладное на расстоянии сотен километров. Мать Владимира  ужасно боялась, что связь прервется - ей казалось, что стоит положить трубку - и она уже не сможет ему помочь. Интуитивно она говорила без остановки, что-то рассказывала, пыталась сына успокоить и отвлечь. Постепенно Владимир начал  отвечать, пришел в себя... На следующее утро мать приехала в Москву, но память Володи к тому времени уже восстановилась. А через месяц он стал студентом.

Обратите внимание - даже в крайне неблагоприятном положении память сдаёт свои позиции не сразу, а постепенно: напряжение растёт, сначала отказывает система стереотипов  - парень на экзамене начал задумываться над каждой запятой, хотя раньше в голове уже был готовый алгоритм. Это заставило мозг ещё сильнее напрягаться, и тогда сработал механизм предохранителя: пора выключаться, пока не взорвалось. В итоге - память отключилась, она сочла, что такое напряжение было для мозга непереносимым.

Сколько эпитетов для памяти мы используем? Память - как приёмник, как библиотека, как судьба, как предохранитель... И этим не исчерпываются функции этого удивительного дара природы. Но самое главное, что бы всё это работало, сбалансировано и чётко, иначе человека ждёт незавидная участь - стать рабом собственной памяти. Одним из открытий научного коллектива под руководством Натальи Бехтеревой стал механизм «детектора ошибок». Представьте, что вы, как обычно выходите из дома утром, и уже на улице вдруг появляется ощущение тог, сто что-то не так. Вы возвращаетесь и обнаруживаете, что не выключили  утюг. На следующий день, повинуясь своей памяти о допущенной ошибке, перед выходом вы проверите - всё ли выключено. Здесь самое важное, чтобы этот механизм работал ровно настолько, насколько он приносит пользу. Например: если человек после упомянутой ошибки пару-тройку  дней проверяет свой утюг перед выходом  - это нормально. Но если вследствие эмоционального состояния  человек начинает каждый день по 3 раза обходить свою квартиру перед уходом, даже если опаздывает куда-то, и это тянется долго, превращается в навязчивое состояние - человек  начинает проверять вообще каждое своё действие. Детектор ошибок как бы выходит из-под контроля и блокирует всю остальную деятельность - это уже надо лечить.

Подобных «детектору ошибок» участков, а точнее - групп нейронов -  в нашем мозге несколько, и все они работают на разных уровнях. Например, совсем недавно на карте мозга учёные обозначили точку, где расположена группа нейронов, отвечающая... за грамматику. Именно за грамматику, а не за понимание смысла слов. Отдельный участок несет ответственность за распознавание языка - «свой-чужой», и соответственное переключение с одного языка на другой. Давайте  «спровоцируем» ваш «детектор грамматики:

оловянный солдатик

Если у вас с русским языком всё в порядке, то ваш детектор - молчит. А если так?  оловяный  солдатик

Вы сразу видите, что что-то не ладно.

***

Всем известно утверждение ученых о том, что обычный человек использует лишь 10% от потенциального объёма собственной памяти. Значит, используя различные мнемотехники, можно заполнить информацией все те 10 Гигабайт, в которые учёные оценивают  память обычного человека? Некоторые считают, что именно так можно создать сверхчеловека. Но! Очень важно не просто использовать всё свободное «пространство памяти», гораздо более важно - чем конкретно оно будет заполнено. Ведь надо не только хранить в памяти кучу информации, надо уметь ещё и эффективно её обрабатывать, анализировать, сравнивать, выделять главное и второстепенное - иными словами - пользоваться своей памятью. И вот тогда - действительно, при умении думать образно, владея всей этой информацией и подвижной психикой,  вы реально станете сверхчеловеком, с точки зрения разума, конечно. Что для этого делать? не переставать работать над собой, со своей психикой и со своей памятью.      

 Человеческий мозг - самое сложное устройство во вселенной, а память - одна из высших его функций. Всё, что мы знаем о ней - поражает. Всё, что пока не знаем - интригует и пугает. Память - это словно код, ключ к которому мы ещё пока не подобрали. Но тот, кому он откроется - поистине станет Властелином Вселенной.

Смотрите ЕЩЕ материалы по теме:
Категория: Непознанное | Добавил: Kardinal (30.11.2011) | Автор: Александр Кардинал E W
Просмотров: 8806 | Комментарии: 3 | Теги: память, непознанное | Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 3
3 Kardinal   (07.12.2011 00:34)
Quote
А вот вопрос: Что делать, если память управляет вашей жизнью? так и остается открытым.
- не совсем открытым остался... Кое что я написал:
Quote
И вот тогда - действительно, при умении думать образно, владея всей этой информацией и подвижной психикой, вы реально станете сверхчеловеком, с точки зрения разума, конечно. Что для этого делать? не переставать работать над собой, со своей психикой и со своей памятью.
.
Но я ещё кое что думаю - именно в том ключе, как ты, Надюш, сформулировала запрос. Мож, через сколько-то времени и получится мини-тренинг, типа как я уже делал: "Лень - это ложь самому себе " - только человеческой памяти касательный.

+1   Спам
2 l@dinka   (07.12.2011 00:20)
Статья - супер! Написано, Сашуль, очень интересно и познавательно. Замечательный клип! Память свою проверила - нормальная память у меня, не 15 штук (может быть дождь за окном расслабляет), но тоже достойный результат. И зрительная память у меня хорошая, еще со школьных лет это замечала. ))

Столько интересных жизненных фактов описано. А вот вопрос: Что делать, если память управляет вашей жизнью? так и остается открытым.

+2   Спам
1 Brutal   (06.12.2011 23:24)
Да уж, Enya пробила... Статьи про память человека и ее возможности - тоже пробили.

Сейчас смотрят эти видео рецепты

Смотрите также статьи по темам » »


полезные советы и рецепты для всех О приучении детей к горшку


полезные советы и рецепты для всех Пышные локоны всем на зависть. Уход за волосами

Поделитесь своим впечатлением о статье "Память человека и ее возможности - тайны памяти 2: память тела; память и «детектор ошибок»"


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Cейчас покупают
Хостинг от uWeb

© 2008-2017 "Дом советов" - кулинарные рецепты и полезные советы для всех
Рейтинг@Mail.ru